Аюрведа, Древние тексты и история

Аюрведа одна из древних медицинских систем, которая развивалась и поддерживалась в рамках древней культуры, которая за тысячи лет не раз изменялась и совершенствовалась. Современные практики Аюрведы из Индии являются наследниками кастового общества, в котором не приветствовалось широкое распространение знания за пределы касты. Достаточно большой объём знания и практических приёмов передавался от учителя ученику. Поэтому учение Аюрведы не оформлено в виде простейших инструкции, которую может взять и успешно применять любой желающий. В кастовом обществе, брахманы, специализирующиеся на целительстве с помощью методов Аюрведы, были заинтересованы в сохранении и передачи знания внутри касты.

 

Климат Индии позволяет использовать огромное число трав и пищевых продуктов для создания лечебной диеты, влияющей определенным образом на здоровье человека. Чтобы эффективно владеть этими методами, нужно не только получить соответствующие теоретические знания от учителя, носителя традиции Аюрведы, но и достаточно долго жить в Индии, чтобы хорошо разбираться в продуктах питания, лечебных травах и сезонных особенностях.

 

Современная Аюрведа не является законсервированным тысячу лет назад религиозным учением. Это наука, которая не только сохранила тысячелетний опыт, но и взяла лучшее из достижений современной медицины. Поэтому, читая древние тексты, не стоит ожидать от современной Аюрведы слепого использования устаревших методик. Современные Аюрведические центры могут на равных соревноваться с аналогичными курортами Запада.

 

 

Аюрведа берет свое начало от одного из четырех священных в Индии текстов (вед) - Атхарва Веды, написанной Шри Вьясадевой около 5 тысячелетий назад.

 

В древние времена Гуру (учителя) или Махариши (великие святые) – так называли тогда учителей, передавали свое учение следующему поколению устно.

Согласно легенде, Брама (бог-создатель) устно научил Аюрведе Праджапати.

Со временем святые начали записывать ее в виде шлок (стихи, гимны) на листьях пальмового дерева. Старейшие из таких трактатов, дошедших до наших времен, это: Чарака Самхита, Сушрутха Самхита и Аштанга Санграха. Именно такие древние тексты донесли до нас науку Аюрведы.

 

 

Трактат «Чарака-Самхита» описывает основные принципы Аюрведы. Оригинал датируется по разным оценкам от 700 г. до н. э. — I веком н. э.

В книге даются подробные описания лечения внутренних болезней и содержатся сведения более чем о 600 лекарств растительного, животного и минерального происхождения.

 

Трактат Чарака-Самхита состоит из нескольких разделов содержащих:

  • Общие определения, основные принципы Аюрведы и описание обязанностей врача.
  • Классификация вкусов, описание и качества ДОШ
  • Описание симптомов 8 главных болезней.
  • Сведения о патологии и медицинском исследовании.
  • Лечение ран; лечение болезней области головы; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней;
  • Данные по эмбриологии и анатомии человека.
  • Диагностика заболеваний и прогнозирование.
  • Общая терапия, свойства различных лекарственных средств.
  • Полезные свойства и рекомендации по употреблению продуктов.
  • Эликсиры против старческого одряхления
  • Яды и противоядия

 

Трактат «Сушрута-самхита» (датируется 350 г. н. э.) даёт знания по оперативному (хирургическому) лечению. В книге описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств.

 

Трактаты «Аштанга-Хридайам» и «Аштанга-Санграха» - это ещё две классические работы по Аюрведе.

 

 

Будучи древнейшей медицинской системой, Аюрведа оказала большое влияние на развитие арабской и европейской медицины.

Трактат «Аштанга-Хридая-самхита», написанный в 4 веке до н.э. лёг в основу тибетской медицины Жуд-Ши.

 

В Тибет Аюрведа стала проникать с 7 века н.э., когда личным врачом правителя Тибета Сонгцена Гампо стал представитель аюрведической школы Бхарадваджи.

В период расцвета Аббасидского халифата в Багдаде работало много врачей Аюрведы из Индии, пользовавшихся влиянием при дворе халифа.

Медицинские, фармакологические и аювердические тексты (среди них Сушрута-Самхита) переводились на арабский язык в Багдаде в 10 веке н.э., арабским переводом трактата («Аштанкар») пользовался врач и философ Ибн-Сина (Авицена) при написании «Канона врачебной науки».  В дальнейшем тексты Ибн-Сины изучались европейскими учёными и врачами, оказавшими существенное влияние на формирование европейской медицины и химии.

А многие из хирургических инструментов и медикаментов перечисленные в трактате «Сушрута-самхита» встречаются у древнегреческого целителя Гиппократа.