Питание в Аюрведе

Аюрведа – единственная система медицинских знаний, которая признает наличие индивидуальных типов метаболизма.

«Что одному пища, другому – яд», - гласит известная пословица. Знание индивидуальных особенностей помогает при выборе продуктов и приготовлении пищи, при подборе трав и витаминов. Жизненно необходимо знать, что именно из пищи нам подходит, а что – нет, так как от этого зависит, укрепим мы свое здоровье или потеряем его.

 

"Пища – это жизнь всех живых существ, и весь мир пребывает в поисках пищи. Голос и цвет лица, ясность ума и чистота тела, счастье и долголетие, сила и рост, удовлетворение и проницательность – все это имеет основание в пище. Все, что служит благоденствию в этом мире, все, что относится к Ведам и жертвоприношениям, всякое действие, ведущее к духовному освобождению, - все это считается основанным в пище" (Чарака-самхита)

 

Многие индийские повара и врачи происходят из брахманов. Повар фактически играет роль священника, готовя пищу для жертвоприношения, которым является совместная еда. Хороший повар обращается с пищей, как с живым существом: он убивает ее и затем воскрешает вновь, вкладывая в нее любовь и питательную ценность. Каждая мысль, мелькнувшая в голове повара, воздействует на пищу и на человека, вкусившего ее.

Эффект от приема пищи зависит, главным образом, от восьми вещей: от естественных свойств продукта, от способа приготовления, от сочетания с другими продуктами, от количества, от климата, от сезона, от правил приема пищи и от самого едока.

 

Правила приема пищи

Чарака пишет: «Даже пища, которая есть жизнь живых существ, разрушает жизнь, если принимается ненадлежащим образом, тогда как яд, который по природе своей разрушитель жизни, действует подобно эликсиру, если принимается должным образом».

 

К основным правилам здорового питания он относит следующие:

  • Ешьте пищу теплой, это способствует пищеварению.
  • Ешьте маслянистую пищу – она разжигает пищеварительный огонь и питает тело.
  • Ешьте пищу в правильных сочетаниях.
  • Ешьте в спокойном месте, в чистоте, в одиночестве либо с близкими людьми (помните: еда, туалет, секс и медитация не должны выноситься на люди).
  • Ешьте не слишком быстро и не слишком медленно.
  • Ешьте без смеха и разговоров.
  • Не ешьте без ощущения голода и не воздерживайтесь от еды, если проголодались.
  • Не ешьте в рассерженном или подавленном состоянии.
  • Не ешьте сразу после опорожнения кишечника.
  • Старайтесь соблюдать как можно большие промежутки между приемами пищи.
  • За едой старайтесь сидеть лицом на восток. По возможности следите за тем, чтобы во время еды работала правая ноздря.
  • Молитесь и благодарите Создателя за пищу, которую вы преподносите своему внутреннему огню.

 

Пища – это вселенная, жертвующая себя вам.

Никогда не готовьте только для самих себя.

После приема пищи сделайте сотню шагов, чтобы помочь пищеварению, но не занимайтесь физическими упражнениями.

Спустя час можно заняться любовью, сесть за учебу или поспать.

После еды можно отдохнуть, лежа на левом боку, что послужит лучшему пищеварению.

Не ешьте на ночь менее чем за два часа до сна.

Всегда относитесь бережно к пище.

 

Принятие пищи – сакральное действие. «Брахман (Абсолют) – это пища, и поистине ест лишь тот, что знает, что ест своего Бога»… контроль над своим питанием дает силы к тому, чтобы контролировать и гораздо более тонкие аспекты поведения. Его сознание во многом определяется пищей.

 

Для многих людей еда превратилась в пристрастие.

Голодание, проводимое время от времени помогает удерживать пищевые страсти под контролем, очищает тело, дает отдых органам пищеварения, возвращает чувство вкуса.

 

В Индии традиционным считается голодание два раза в месяц, иногда – один раз в неделю.

Оно состоит в том, что в течение дня человек употребляет в пищу какой-нибудь один продукт или напиток, или проводит день на одной воде, а иногда даже не пьет воду.

Более длительные голодания в аюрведе не приветствуются. В конечном счете, всякое пристрастие должно быть устранено.

Следует неуклонно снижать объем и вес потребляемой пищи, замещая ее дыхательными упражнениями и другими методами извлечения праны из окружающего пространства. Можно научиться впитывать прану глазами и даже непосредственно умом точно так же, как носом и ртом.

Прана, усвоенная столь совершенным образом, способна производить очень стойкий оджас, не засоряя при этом тело.

Некоторые ученые предполагают, что человеческую жизнь можно продлить путем понижения температуры тела, как это практикуют йоги, а также путем сведения количества потребляемой пищи к некоторому абсолютному минимуму. Другие им возражают, говоря, что такая жизнь сама по себе будет казаться вечностью, поскольку человек будет отказывать себе и тканям своего тела в удовольствии приятно поесть и усвоить пищу.

Оба способа жизни имеют право на существование, и тут все зависит от целей, которые ставит перед собой человек. Однако, если тело не приучено благополучно существовать на минимальном количестве пищи, организм не будет по-настоящему здоров, так как его клетки будут оставаться неудовлетворенными.

Если привыкать к пище, то здоровой. Такой, как нежирная простокваша или сыворотка, рис, пшеница, имбирь, ячмень, редис, виноград, бобы, гранаты, чистая свежая вода, лук, чеснок, козье мясо и молоко, коровье молоко и топленое масло, мед.

Обычная соль хоть и считается первой приправой в мире, но чрезмерное ее употребление не рекомендуется, так как. вызывает вялость и обессиливание ума и тела, преждевременное облысение или седину, преждевременные морщины на коже и импотенцию.

 

 

Аюрведические свойства пищевых продуктов:

 

КУКУРУЗА. Горячая и сухая способна увеличить вату, если только она не готовится с маслянистыми веществами. Особенно она популярна в северной Индии в зимнее время, где ее едят с зеленью горчицы, чтобы снабдить организм дополнительным количеством тепла. Чай из кукурузных рылец – хорошее мочегонно средство.

ПШЕНИЦА. Сладкий, прохладный, тяжелый и маслянистый продукт. Она помогает более тесному взаимодействию тканей и органов тела, уравновешивает вату и питту и является животворной, сексуально возбуждающей и стабилизирующей пищей. Питающиеся пшеницей жители северной Индии иногда посмеиваются над рисоедами из южных штатов из-за более легкого и приземистого сложения, на что южане обычно отвечают поговоркой, возможно взятой из аюрведы: от пшеницы увеличиваются мускулы, а от риса – мозги.

РИС. Главная для Индии зерновая культура. Сладкий и охлаждающий, имеет сладкий эффект после переваривания и легок для усвоения. Дает твердый стул, уравновешивает питту и может слегка стимулировать вату. Жидкая рисовая каша отлична пища и для больных, особенно при внутрикишечных воспалениях, жаре и лихорадке. Рис, отваренный с мясом, жиром, растительным и топленым маслом, фруктами, молоком или кунжутом, является общеукрепляющим, чрезвычайно питательным и полезным для сердца. Рис используется для приготовления многих лекарств и сам по себе является лекарством.

ЯЧМЕНЬ. Сухой, прохладный, сладкий, но не тяжелый, увеличивает вату, если только не готовится в виде жидкой кашицы, увеличивает количество кала и стабилизирует организм. Считается вяжущим, увеличивающим силу, помогает справляться с увеличением капхи. Ячмень – лучшая пища при любых расстройствах питы, а также при респираторных заболеваниях и нарушениях усвоения питательных веществ. Используется также в качестве заменителя соли.

 

 

 

Мясо в Аюрведе

 

Чакара пишет: «Для слабых, истощенных, испытывающих недостаток семени, для тех, кто желает укрепить силы и улучшить цвет лица, мясной бульон должен быть признан настоящим нектаром». Самым лучшим, с точки зрения укрепления тела является мясо петуха. Однако, привычки к мясу, кроме оленины, и, может быть, козлятины и цыплят, следует тщательно избегать. Ежедневным блюдом оно может служить лишь тем, что «постоянно физически упражняется и забавляется женщинами и вином, чтобы не дать им ослабнуть и заболеть». Но потреблять его лучше в виде отвара или супа.

ГОВЯДИНА Используют ее для успокоения пищеварительного огня и как средство против атрофии тканей. В случаях расстройства ваты.

КОЗЛИНОЕ МЯСО Не столь тяжелое и жирное, как мясо других животных. Оно не возбуждает доши и хорошо для перестройки тканей.

РЫБА Сладкая, тяжелая, жирная, горячая, сексуально возбуждающая и общеукрепляющая. Лечит расстройства ваты. Речная рыба расстраивает питту и кровь и вызывает объемистый стул, тогда как прудовая рыба более приемлема и расстраивает питту.

СВИНИНА Тяжелый, укрепляющий продукт и половой возбудитель. Уравновешивает вату и способствует отложению жиров и строительству тканей. Следует избегать мяса истощенных, ожиревших, слишком старых или слишком молодых животных, а также тех животных, которые не были застигнуты смертью, гуляя на воле. Животные как и мы обладают сознанием и имеют право на жизнь. Насилие порождает насилие. Добытая насильственным путем пища, скорее всего, усилит агрессивные наклонности в сознании едока.

 

 

 

Овощи в Аюрведе

 

Корнеплоды (свекла, морковь, пастернак, редис, репа) хороши для ваты, но не для капхи и питы, тогда как листья (шпинат, салат, капуста и т.д.) и выжимки хороши для капхи и питы, но не для ваты. «Горячие», острые овощи, такие как редис, лучше для ваты и капхи, а холодные, например, огурец, лучше для питы.

Из всех наших овощей самым лучшим является спаржа, худшим – помидоры. Трем овощам воздается особая похвала за их удивительную полезность – лук, имбирь, чеснок.

ИМБИРЬ. Контролирует и уравновешивает все три доши. По аюрведе является лучшим «переваривателем токсинов». Обладает массой полезных свойств.

ЛУК. Укрепляющий, тяжелый и возбуждающий аппетит продукт. Является хорошим афродизиаком, особенно в сочетании с медом, имбирным соком и топленым маслом. В различных сочетаниях применяется при лечении астмы, ларингита, поноса, дизентерии, мочевых камней, задержания мочи, геморроя, абсцесса молочной железы, теплового удара и ревматизма.

ЧЕСНОК. Чудесное средство от самых разнообразных болезней. Успокаивает вату и капху, но увеличивает питту. Это тяжелый, сексуально возбуждающий продукт помогает родителям воспитывать детей умными, укрепляет силу, память, услаждает горло, очищает зрение, улучшает цвет лица, пищеварение и питание тканей. Способен убивать вредоносные бактерии, оставляя полезные в неприкосновенности.

 

 

 

Фрукты в Аюрведе

 

АПЕЛЬСИН. Сладкий, слегка кислый и тяжелый продукт. Полезен для сердца. Уменьшает вату. Повышает привлекательность пищи, хотя труден в усвоении.

БАНАНЫ. Символ плодородия. Афродизиак. Плодами можно лечить как запоры, так и понос.

ВИНОГРАД. Сладкий, охлаждающий, укрепляющий, сексуально возбуждающий, маслянистый. Утоляет жажду, лечит изжогу, жар, затруднение дыхания, несварение, алкоголизм, горечь во рту и кашель.

ГРАНАТ. Кожура граната и кора его корня являются вяжущими и горькими, тогда как плод – сладкий, кислый, вяжущий, освежающий и сладкий после усвоения. Корой корня выгоняют глистов. Цветки или кожица плодов дается при поносе и дизентерии, используется для спринцевания при лейкорее и в мази при язвах и геморрое.

МАНГО. В Индии называют «царем фруктов», а его сок – «царем соков». Зрелый сок манго используют как слабительное, мочегонное и охлаждающее кровь средство. Усмиряет вату и увеличивает мышцы, семя и общий запас сил.

ФИНИКИ. Сладкий, сексуально возбуждающий, тяжелый и прохладный, строитель телесных тканей. Помогают при отравлении алкоголем и применяются при расстройстве ваты и питы.

 

 

 

Орехи

 

Большинство орехов, в том числе миндаль, грецкий орех, кедровый, фисташки и кешью, сладки, тяжелы, горячи и маслянисты. Они укрепляют силы, сексуально возбуждают, являются строительным материалом для тела, снижают вату и увеличивают питту и капху. Из всех орехов наилучшим является миндаль за свои омолаживающие свойства.

 

 

Молочные продукты

 

МОЛОКО. Чарака называет молоко лучшим из тех продуктов, которые дают ощущение жизни. По аюрведе молоко представляет собой чистую сущность расы растений, сконцентрированную в белое вещество организмом животного. Это единственный общедоступный продукт, который может быть получен без насилия. Молоко полезно детям, людям с сильным пищеварительным огнем, истощенным, пожилым, ведущим активную половую жизнь, страдающим от бессонницы. Коровье молоко – это сладкий, прохладный, маслянистый, лоснящийся, вязкий, тяжелый, чистый, медленно усваиваемый продукт. Свежее коровье молоко – самое совершенное из всех омолаживающих и животворящих средств

ЙОГУРТ. Стимулирует аппетит, пищеварение и половое влечение. Увеличивает силу организма и маслянистость тканей. Снижает вату и увеличивает питту и капху. Из-за того, что вызывает застой элемента воды в тканях, любителям его не следует употреблять его холодным, в темное время суток, без сахара, меда, топленого масла.

МАСЛО. В Индии обычно получают путем сбраживания цельного молока в йогурт с последующим взбиванием. Затем его перетапливают в ГХИ.

Сыворотка, остающаяся после взбивания, полезна для ваты и капхи и прочищает каналы. «После еды пейте сыворотку, после секса – горячее приправленное молоко». Топленое масло – это лучшее из всех маслянистых веществ и самый лучший продукт для лечения расстройств ваты и питты. Коровье топленое масло, прохладное и сладкое, развивает память, сообразительность, усиливает пищеварительный огонь, дает прирост семени и жира. Оно выводит токсины из организма, излечивает безумие, чахотку, хроническую лихорадку и придает человеку цветущий вид.

 

 

Приправы

 

Приправы – это лекарственные травы, используемые с целью сделать пищу более легкой для усвоения и для ее нежелательных влияний.

ГОРЧИЦА. В Индии известны семь видов, наиболее популярны – черная, белая и красная. Употребляют для дополнительного снабжения тела теплом в зимнее время.

КАРДАМОН. Сладок, остр, горяч. Понижает все три доши. Его жуют после еды для улучшения пищеварения. Полезен для удаления излишнего тепла из ума и тела. Как лечебное средство применяется при несварении, вздутии живота, расстройствах мочевыделительной системы, сердечной и телесной слабости, кашле, чахотке и астме. Понижает кислотность.

КОРИЦА. Сладка, горька и остра на вкус, горяча по действию, но сладка после усвоения, поэтому сдерживает вату и капху без отрицательного воздействия на питту. Лечит головную и зубную боль, импотенцию.

КУРКУМА. В Индии насчитывается девять видов. Имеет сильное обеззараживающее действие. Защищает внутрикишечную фауну, способствует выработке желчи. Используется в косметологии, при заболевании молочных желез.

 

 

 

Питание согласно аюрведическим принципам:

В аюрведе рекомендуется принимать пищу, которая: - содержит большое количество цельнозерновых круп и других богатых клетчаткой продуктов, которые заряжают энергией на целый день.

Клетчатка поддерживает пищеварительный тракт в тонусе; - содержит мало жиров, помогая очистить кровь и предотвращая закупорку вен, артерий и органов; - имеет низкое содержание рафинированного сахара, которые нарушают равновесие и приводят к набору лишнего веса.

 

Рафинированные углеводы плохо сказываются на поджелудочной железе и надпочечниках, лишая тело жизненных сил; - содержит большое количество минералов, которые придают телу живость и наполняют его энергией; - имеет низкое содержание белков животного происхождения и высокое содержание растительных белков; - имеет низкое содержание соли.

 

Соль оказывает на тело стягивающий, сокращающий эффект, замедляется кровообращение и происходит застой жидкости в организме (опухшие глаза и отекшее лицо); - не содержит сильных стимуляторов или депрессантов (кофе, алкоголь, газированные напитки), которые делают кожу обвислой и дряблой, покрывают лоб морщинами и вызывают появление мешков под глазами; - широко использует свежую органическую пищу.

 

 

Пищевые добавки:

Аюрведические правила питания вырабатывались в течение тысячелетий, и если им следовать, это делает людей здоровыми и счастливыми. В то же время картина современной цивилизации сильно отличается от той, которая существовала тогда, когда были записаны аюрведические практики.

 

Сегодня большинство продуктов производится крупными сельскохозяйственными предприятиями, использующими методы, которые истощают почву, загрязняют воду и благодаря которым вырабатывается малопитательная пища.

Скрещивание, методы ускоренного роста и большое количество удобрений позволяют этим предприятиями получать хорошую прибыль, но страдаем от этого мы.

Даже некоторые продукты, рекомендуемые аюрведой, могут быть недостаточно питательными не потому, что они такие по природе, а потому, что такими их сделали современные технологии. Эта ситуация усугубляется низким или нестабильным АГНИ.

Нам приходится иметь дело с плохой водой, воздухом и почвой. В наше время множество людей обратились к практике пищевых добавок.

Концепция пищевых добавок широко распространена в аюрведе. Однако при употреблении трав или концентрированных продуктов в качестве пищевых добавок могут возникнуть некоторые проблемы.

Есть некоторые замечания, на которые стоит обратить внимание: - Если организм недостаточно хорошо очищен от АМЫ, пищевые добавки будут плохо усваиваться. От них будет не только мало пользы, но они могут даже усилить интоксикацию организма.

 

В аюрведе используют омолаживающие препараты – РАСАЯНЫ.

Они даются обычно когда тело хорошо очищено изнутри, чтобы концентрированные дозы питательных веществ могли проникнуть прямо в ткани, которые в них нуждаются.

 

Пищевые добавки могут быть рафинированными натуральными или полностью искусственными. Организм не всегда способен переварить их полностью. Чем больше в добавках синтетики, тем больше они возбуждают питта-дошу.

Помимо того, что добавки надо выбирать натуральные, очень важно, чтобы они соответствовали доминирующей доше конкретного человека. Для этой цели необходимо проконсультироваться у опытного аюрведического врача или диетолога. 

Многие пищевые добавки, хорошо известные на Западе, неизвестны на Востоке и наоборот.

Многие аюрведические препараты, широко используемые для поддержания и омоложения тела, могут быть недоступны здесь, на Западе.

Хоты пищевые добавки – это хороший способ быть уверенным в том, что тело получает необходимые питательные вещества, аюрведа также советует использовать травы, которые помогают усваивать питательные вещества из пищи. Такой способ относится к области медицины и должен проводиться под наблюдением врача аюрведы.

Главный недостаток пищевых добавок в том, что их действие прекращается сразу, как только человек перестает принимать конкретный препарат.

 

Аюрведа стремится улучшить усвоение, а также стандартное питание таким образом, чтобы оно отвечало всем требованиям. Употребление пищевых добавок – это сложное дело и нуждается в профессиональной помощи.